Урок по теме «Святыни моей малой родины»
Цели:
- формирование у детей представление о роли православных монастырях, о храме Святого Николая Чудотворца.
- развитие и расширение кругозора учащихся в области православной культуры.
- формирование у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.
Задачи (в том числе формирование УУД):
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Задача: ознакомление с храмом Святого Николая Чудотворца.
Новые слова: погост, паперть, иконостас, погост Барезня, Казанская Божья Матерь.
I. Вызов
Добрый день, ребята!
Как называется урок, на который вы сегодня пришли? (основы православной культуры).
О чем мы говорим на этих уроках?
1) Работа с видеорядом
А сейчас я вам предлагаю внимательно посмотреть на экран и постараться понять, что объединяет все эти слайды.
( просматривается клип)
Какие чувства возникли? (чувства радости, гордости, красоты, миротворения…)
Что объединяет эти слайды?
А какие храмы были изображены? (православные)
2) Понятие «православие» и «христианин»
А что такое православие? (это одно из течений, которое есть в христианстве)
Учитель: Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве: катализам, православие, протестантизм.
А кто такой христианин? (человек, который принял учение Иисуса Христа)
Какой слайд был последний и предпоследний и что на нём было изображено?
(на предпоследнем слайде была изображена церковь Святого Николая, которая находится недалеко от нас).
Как она выглядит?
Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос «Что автор призывает восстановить?»
Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь.
А раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Пусть над Россией чистым будет небо
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
И пусть звонят колокола России,
Пусть всё плохое сгинет в прах и пух.
Чтоб дети нас за всё, за всё простили,
А в нас живёт пусть воскрешенья дух.
Что автор призывает возродить?
Ребята, у человека свой путь храму, к Богу. Многие из вас получили крещение, когда вы были совсем маленькие. Под какими именами вас крестили? Где вас крестили? Что вы знаете о крещении?
3) О малой родине
Многие из вас здесь родились и живете вы здесь. Как называется то место, где мы родились? (малая родина)
А что для вас малая родина?
К. Паустовский так говорил о Родине «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». («Теплый хлеб», «Барсучий нос», «Стальное колечко»)
А литовский писатель, переводчик Эдуардас Межелайтис сказал так «Тот уголок Земли, где ты увидел мир, где сделал первый шаг, всегда должен быть для тебя самым лучшим на свете».
Давайте соединим 2 понятия: моя малая родина и церковь Святого Николая.
Назовите тему урока?
(Моя православная малая родина)
4) Задачи урока
Давайте поставим задачи урока.
5) Работа в таблице
Заполните 1 и 2 столбики на листочках (Знаю, хочу узнать).
Прокомментируйте.
Повторите тему урока.
Поговорим подробней о погосте Березня, где находится храм Святого Николая.
I. Осмысление
1) Русь и церковь
На нашей малой родине есть почитаемое место. Мы о нём уже говорили выше.
Как оно называется?
На Руси было принято строить церкви, храмы там, где были поселения. А где возникали погосты там, также строили церкви или часовни. В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. Начиная с XVIII века, слово также используется в значении «сельское кладбище».
Храм - дом Божий, место особого пребывания Бога на Земле, место молитвы и совершения богослужения.
Давайте представим, что мы пришли в наш храм…
Что мы должны знать, когда идём в храм?
Христиане перед храмом останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются.
Как вы будете себя там вести?
В храме веди себя спокойно, не кричи, не бегай.
Как нужно одеться?
2) Работа в группах
Обсудите в группах.
1гр. – о мальчиках, мужчинах
2гр.- о девочках, женщинах
Высказываются дети…
А в стихах это можно сказать так:
Прежде, чем зайти в собор,
Головной сними убор.
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежа.
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
3) Устройство храма
Храм – это дом божий, место особого пребывания Бога на земле. В храм ведёт несколько ступеней. Это называется – паперть. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.
Когда мы заходим в храм, то на что обращаем внимание?
Да, в храме много икон. Икона – это картина, на которой изображено лицо или событие из Библии или церковной истории. Икона помогает собраться с мыслями.
Стена, где много икон называется – иконостас. В центре двери. Они называются Царские врата. Справа то Царских врат всегда икона Христа, слева – икона Девы Марии.
А церковная свеча, это символ чего?
Церковная свеча - это символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери, выражает стремление человека к духовному преображению.
А знаете ли вы, что означает слово «кадить»?
«Кадить» означает «наполнить воздух дымом благоуханным». «Покадить кому – то» означает «выразить почтение».
На нашей малой родине есть храм Святого Николая. Давайте подробней узнаем о нём.
Информацию о храме Святого Николая собрал Андрей и Лиза. Внимательно посмотрите.
4) Просмотр проекта
Перед вами церковь Святого Николая Чудотворца. Она основана в 1698 году. Это конец 17 века. Неизвестно чьим старание она была возведена, но стояла она на земле, издавна принадлежавшей князьям Дашковым.
1. Здесь мы видим башню и каменную ограду. В 1840 году были построены 4 башни, внутри находилось кладбище, дома священнослужителей, двухэтажная гостиница, церковная сторожка.
2. Церковь имела 3 престола.
Холодный – во имя Святого Николая Чудотворца и два тёплых.
С правой стороны – придел во имя иконы Тихвинской Богоматери.
С левой стороны – придел во имя Святителя и чудотворца епископа
Воронежского.
3. В 1932 году храм был закрыт, а в 1953 – перестроен под административное здание совхоза Большевик. При этом было уничтожено завершение храма и верхних ярусов колокольни, изменены оконные проёмы и убранство фасадов.
4. С 2006 года на Березне возобновляется жизнь, идут восстановительные работы, совершается богослужение. 17 октября 2007 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, в никольском храме была отслужена Божественная Литургия.
5. Настоятель прихода протоиерей Владимир Зотов.
6. На приходе активно работают две воскресные школы – для детей и для взрослых. В детской воскресной школе, помимо занятий по основам православной веры и рукоделию, организуются тематические праздники на Рождество Христово и Пасху.
7. Мы очень хотим, чтобы жизнь продолжалась, и территория выглядела так, как на картинке.
Процветай наш православный храм!
5) Первичное закрепление
Есть ли святое место на нашей малой родине?
В каком веке был основан храм?
Сколько престолов имел храм?
В каких годах храм был перестроен и почему?
Расскажите о современной жизни храма?
Звучит песня о Родине
6) Выступление гостя – Отца Владимира
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
II. Рефлексия
1) Заполнение 3 столбика таблицы
Заполните 3 колонку. Прочитайте. (Узнал)
2) Составление слов
Сегодня на уроке звучало слова родина. Давайте составим цепочку слов, исходя из данных букв.
д
о
р
о
е г
д
Р О Д И Н А
О т о а
и
Д е м
н р
н ч
о
я е ы
с д
й
т
в
о
3) Групповая работа
(Каждая группа получает карточку)
Закончите предложения.
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
Чтобы счастливо жить …
|