Сайт Ассоциации лучших педагогических работников Серпуховского муниципального района

Понедельник, 18.11.2024, 08:37

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | методическая копилка | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Конспекты уроков

Урок ОРКСЭ (основы православной культуры), 4 класс

Урок по теме «Святыни моей малой родины»

 

 

Цели:

- формирование у детей представление о роли православных монастырях, о храме Святого Николая Чудотворца.

- развитие и расширение кругозора учащихся в области православной культуры.

- формирование у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.

Задачи (в том числе формирование УУД):

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Задача: ознакомление с храмом Святого Николая Чудотворца.

Новые слова: погост, паперть, иконостас, погост Барезня, Казанская Божья Матерь.

 

 

 

 

I. Вызов

Добрый день, ребята!

Как называется урок, на который вы сегодня пришли? (основы православной культуры).

О чем мы говорим на этих уроках?

1) Работа с видеорядом

А сейчас я вам предлагаю внимательно посмотреть на экран и постараться понять, что объединяет все эти слайды.

( просматривается клип)

Какие чувства возникли? (чувства радости, гордости, красоты, миротворения…)

Что объединяет эти слайды?

А какие храмы были изображены? (православные)

2) Понятие «православие» и «христианин»

А что такое православие? (это одно из течений, которое есть в христианстве)

Учитель: Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Наиболее крупные течения в христианстве: катализам, православие, протестантизм.

А кто такой христианин? (человек, который принял учение Иисуса Христа)

Какой слайд был последний и предпоследний и что на нём было изображено?

(на предпоследнем слайде была изображена церковь Святого Николая, которая находится недалеко от нас).

Как она выглядит?

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос «Что автор призывает восстановить?»

Восстановить в России надо храмы,

Чтоб возродить святую прежде Русь.

А раны нашей пережитой драмы,

Все зарастут травой и былью пусть.

Пусть над Россией чистым будет небо

Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.

Пусть в каждом доме много будет хлеба,

И чтобы нас не путал больше бес.

И пусть звонят колокола России,

Пусть всё плохое сгинет в прах и пух.

Чтоб дети нас за всё, за всё простили,

А в нас живёт пусть воскрешенья дух.

Что автор призывает возродить?

Ребята, у человека свой путь храму, к Богу. Многие из вас получили крещение, когда вы были совсем маленькие. Под какими именами вас крестили? Где вас крестили? Что вы знаете о крещении?

3) О малой родине

Многие из вас здесь родились и живете вы здесь. Как называется то место, где мы родились? (малая родина)

А что для вас малая родина?

К. Паустовский так говорил о Родине «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». («Теплый хлеб», «Барсучий нос», «Стальное колечко»)

А литовский писатель, переводчик Эдуардас Межелайтис сказал так «Тот уголок Земли, где ты увидел мир, где сделал первый шаг, всегда должен быть для тебя самым лучшим на свете».

Давайте соединим 2 понятия: моя малая родина и церковь Святого Николая.

Назовите тему урока?

(Моя православная малая родина)

4) Задачи урока

Давайте поставим задачи урока.

5) Работа в таблице

Заполните 1 и 2 столбики на листочках (Знаю, хочу узнать).

Прокомментируйте.

Повторите тему урока.

Поговорим подробней о погосте Березня, где находится храм Святого Николая.

I. Осмысление

1) Русь и церковь

На нашей малой родине есть почитаемое место. Мы о нём уже говорили выше.

Как оно называется?

На Руси было принято строить церкви, храмы там, где были поселения. А где возникали погосты там, также строили церкви или часовни. В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. Начиная с XVIII века, слово также используется в значении «сельское кладбище».

Храм - дом Божий, место особого пребывания Бога на Земле, место молитвы и совершения богослужения.

Давайте представим, что мы пришли в наш храм…

Что мы должны знать, когда идём в храм?

Христиане перед храмом останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются.

Как вы будете себя там вести?

В храме веди себя спокойно, не кричи, не бегай.

Как нужно одеться?

2) Работа в группах

Обсудите в группах.

1гр. – о мальчиках, мужчинах

2гр.- о девочках, женщинах

Высказываются дети…

А в стихах это можно сказать так:

Прежде, чем зайти в собор,

Головной сними убор.

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежа.

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

3) Устройство храма

Храм – это дом божий, место особого пребывания Бога на земле. В храм ведёт несколько ступеней. Это называется – паперть. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Когда мы заходим в храм, то на что обращаем внимание?

Да, в храме много икон. Икона – это картина, на которой изображено лицо или событие из Библии или церковной истории. Икона помогает собраться с мыслями.

Стена, где много икон называется – иконостас. В центре двери. Они называются Царские врата. Справа то Царских врат всегда икона Христа, слева – икона Девы Марии.

А церковная свеча, это символ чего?

Церковная свеча - это символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери, выражает стремление человека к духовному преображению.

А знаете ли вы, что означает слово «кадить»?

«Кадить» означает «наполнить воздух дымом благоуханным». «Покадить кому – то» означает «выразить почтение».

На нашей малой родине есть храм Святого Николая. Давайте подробней узнаем о нём.

Информацию о храме Святого Николая собрал Андрей и Лиза. Внимательно посмотрите.

4) Просмотр проекта

Перед вами церковь Святого Николая Чудотворца. Она основана в 1698 году. Это конец 17 века. Неизвестно чьим старание она была возведена, но стояла она на земле, издавна принадлежавшей князьям Дашковым.

1. Здесь мы видим башню и каменную ограду. В 1840 году были построены 4 башни, внутри находилось кладбище, дома священнослужителей, двухэтажная гостиница, церковная сторожка.

2. Церковь имела 3 престола.

Холодный – во имя Святого Николая Чудотворца и два тёплых.

С правой стороны – придел во имя иконы Тихвинской Богоматери.

С левой стороны – придел во имя Святителя и чудотворца епископа

Воронежского.

3. В 1932 году храм был закрыт, а в 1953 – перестроен под административное здание совхоза Большевик. При этом было уничтожено завершение храма и верхних ярусов колокольни, изменены оконные проёмы и убранство фасадов.

4. С 2006 года на Березне возобновляется жизнь, идут восстановительные работы, совершается богослужение. 17 октября 2007 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, в никольском храме была отслужена Божественная Литургия.

5. Настоятель прихода протоиерей Владимир Зотов.

6. На приходе активно работают две воскресные школы – для детей и для взрослых. В детской воскресной школе, помимо занятий по основам православной веры и рукоделию, организуются тематические праздники на Рождество Христово и Пасху.

7. Мы очень хотим, чтобы жизнь продолжалась, и территория выглядела так, как на картинке.

Процветай наш православный храм!

5) Первичное закрепление

Есть ли святое место на нашей малой родине?

В каком веке был основан храм?

Сколько престолов имел храм?

В каких годах храм был перестроен и почему?

Расскажите о современной жизни храма?

Звучит песня о Родине

6) Выступление гостя – Отца Владимира

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

 

II. Рефлексия

1) Заполнение 3 столбика таблицы

Заполните 3 колонку. Прочитайте. (Узнал)

2) Составление слов

Сегодня на уроке звучало слова родина. Давайте составим цепочку слов, исходя из данных букв.

 

д

о

р

 

о

е г

д

Р О Д И Н А

О т о а

и

Д е м

н р

н ч

о

я е ы

 

с д

й

 

т

 

 

в

 

о

 

3) Групповая работа

(Каждая группа получает карточку)

Закончите предложения.

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

Чтобы счастливо жить …

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Алла (13.05.2016)
Просмотров: 1014 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Конкурс "Педагог года"? - нужен или нет
Всего ответов: 16

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0