МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка»
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы
Тема: «Путешествие в сказочную страну чувств».
Образовательные области: «Здоровье», «Социализация», «Музыка».
Составила: О.Г. Шульгинова – воспитатель 1 кв. категории.
Цель. Эмоциональное развитие детей.
Задачи:
- Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле.
- Учить определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение – расслабление, твёрдость – мягкость, тяжесть – лёгкость).
- Расширить представления об эмоциях и связанных с ними физических состояниях( эмоции страха, злости создают в теле напряжённость, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность).
- Отработать правильное диафрагмальное дыхание.
- Развивать произвольное внимание. Уметь максимально концентрироваться на происходящем.
- Развивать моторику речевого аппарата.
- Формировать способность регулировать процессы торможения и возбуждения. Умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
- Активизировать детей на проявление чувства любви и доверия.
- Активизировать творческое мышление, воображение и фантазию.
- Воспитывать нравственные качества: доброе отношение к людям, любовь к окружающим.
Оборудование.
Песочница, силуэты деревьев, цветов. Кукла - король; пиктограммы эмоций радости, страха, злости, печали, любви. Газеты, корзина для мусора. Три вида дорожек: гладкая, для прыжков, игольчатая, колокольчики, кувшинчики на ниточке.
Ход НОД.
Воспитатель: сказка, в которую мы отправимся, называется «Волшебная страна чувств». Колокольчики помогут нам попасть в сказку. (Дети берут с подноса воспитателя колокольчики). Закройте глаза и послушайте перезвон. (дети звенят колокольчиками). Открываем глаза. Вот мы и в сказке. Перед вами три дороги. Они волшебные, наделят вас силой, которая поднимается от ступней и наполняет всё тело.
1-я дорога: самая лёгкая, ровная, гладкая. Силы она даст чуть- чуть.
2-я дорога: труднее. Она состоит из кочек и по ней надо прыгать. Но она даст больше силы, чем первая.
3-яя дорога: самая трудная. Она колючая и болезненная , но силу она даёт огромную.
Дети, подумайте, какую дорогу каждый из вас выберет. (дети идут по выбранным дорогам).
Дороги приводят к песочнице. Дети садятся вокруг неё по-турецки.
Воспитатель: « Где-то далеко – далеко, а может и совсем рядом, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим её вместе.
Есть там река. (Дети двумя пальцами проводят дорожки в песке).
Есть дремучие леса. (Дети расставляют силуэты деревьев).
Есть тропинки. (Указательным пальцем точечными движениями делают тропинки)
И залитые солнцем луга. (Рассаживают цветы)
Посмотрите, как быстро у нас появилась сказочная страна на месте пустыни. Мы создали её своими руками.
Правит этой страной Король (показываю фигуру короля). Живёт Король во дворце и сейчас Его Величество займёт свой трон. (воспитатель ставит Короля в середину песочницы).
Дети хором произносят: «Здравствуйте, Ваше Величество, рады вас видеть Ваше Величество».
Воспитатель: Дети, протяните руки над страной. Почувствуйте тепло, которое идёт к нам от нашей совместной работы. Возьмите тепло в свои ладошки (кисти рук описывают полукруг, как - будто в ладонях шар). Поднесите тепло страны к вашему сердцу. Так оно останется с нами.
У Короля есть слуги. Пришло время познакомиться с ними.
Слуга «Радость»
Воспитатель. Король очень любит слугу по имени Радость. (показываю пиктограмму – радость). С ним он радуется солнечному дню, цветущей полянке и бабочкам, которые летают над цветами.
Танец «Бабочки»
(на руках детей прикреплены крупные разноцветные бабочки)
Воспитатель. Красивый танец мы подарили нашему королю ко Дню рождения.
Упражнение «Свеча»
На день рождения принято задувать свечи. Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога Его Величества. Очень нежно задуйте её. Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять свечей. Задуйте их все. Дуйте очень сильно! Опустите руки и дайте им отдохнуть.
Упражнение «Макароны»
Воспитатель: Король очень радуется, когда ему на стол на день рождения, подают макароны. Представьте, что мы с вами макароны. (дети встают вплотную друг к другу, руки опущены). Мы с вами пучок макарон. Вы в кастрюле с водой. Я включаю плиту и макароны начинают вариться. (дети поднимают руки вверх и делают произвольные движения) Макароны варятся и делаются всё мягче и мягче (дети слегка приседают вниз, продолжая вращать руками) . Они медленно опускаются на дно кастрюли красивым клубком. (дети присели на корточки). «Кетчуп», - говорит воспитатель, дети резко встают и рассматривают ладоши. Почувствуйте какие вы замечательные!
Дети, что будет с Королём, если его слуга по имени Радость, слишком долго задержится в гостях у повелителя? (ответы детей)
Воспитатель: Король устанет! Если всё время только смеяться, петь и веселиться, дела в королевстве разладятся.
Слуга «Грусть»
Воспитатель: Радость уходит от короля. Какое чувство приходит к человеку? (грусть)
(звучит печальная музыка).
Сейчас ко дворцу приближается слуга по имени Грусть. (показываю пиктограмму) .
Дети, садитесь на ковёр и послушайте мою сказку.
«Король только с виду был строгий, а в душе - мягкий. И было у него одно желание: море увидеть.
Король: - Не спокойно мне. В груди болит, к морю хочется.
Упражнение «Шум моря»
(звучит шум моря)
Воспитатель: - Дети, закройте глаза. Представьте, что мы у моря. Послушайте шум морского прибоя, дышим морским воздухом.
Сделаем тихий, мягкий вдох животиком и плавно поднимаем вверх руки. Выдохнем и произнесём: «Ш-ш-ш-ш», опустим руки. Медленно выдыхаем. Втягиваем в себя живот. Чтобы вышел весь воздух. Молодцы! (3-4 раза)
Упражнение «Третий глаз»
Воспитатель: попытался король прогнать от себя грусть и открыть у себя третий глаз. Человек видит не только глазами. Мудрость, ум, спокойствие проснутся в третьем глазе. Вытяните указательный палец, направьте его и положите между бровей над носом. Здесь ваш третий глаз. Глаз мудрости. Помассируйте эту точку, приговаривая: «Просыпайся третий глаз». ( дети повторяют три раза)
Самомассаж
Воспитатель: приготовьте два пальчика: большой и средний. Возьмитесь ими за кончики ушей. Помассируйте ушки : «Ушки, ушки слышат всё!» (10 раз - в одну сторону и 10 раз - в другую сторону).
Опустите руки. Встряхните ладошками. Соберите пальцы рук в горстку. Найдите в конце шеи ямку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу» - помассируйте ямку. ( 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую сторону). Молодцы! Теперь вы хорошо видите, слышите, чувствуете!
– Как вы думает, дети, грусть может быть полезна? (ответы детей)
-Чем? (размышления детей)
Воспитатель: когда человек грустит, он начинает тонко чувствовать то, что его окружает. Ведь в радости не всегда легко понять нужду другого. Когда приходит грусть, лучше понимаешь других людей, стараешься им помочь, стремишься их понять, сопереживаешь им.
- Но если долго грустить, можно заболеть.
- А к вам приходит грусть? (да)
- Когда это бывает?
- Что вы чувствуете в это время? (ответы детей)
Воспитатель: когда к вам приходит грусть не надо её бояться. Надо постараться забыть о ней и заняться интересным делом. Наш король выполнил упражнения для ушей, глаз и грусть ушла от него.
Слуга «Злость»
Воспитатель: но, вдруг, к нему в дверь постучал слуга по имени Злость. (показываю пиктограмму «злость»)
- Дети, как вы думаете зачем Королю нужен такой слуга? (чтобы защищать себя. )
Так как наш Король был мудрый, он придумал танцы во дворце, чтобы злость быстро уходила. Мы с вами исполним такой танец.
Танец «Злость»
(Музыка и движения танца на усмотрение воспитателя)
Дети топают ногами, грозят кулаками, пальцами, изображают злое выражение лица, произносят на выдохе: «Ух-ух-ух».
Воспитатель: Король справляется со злостью следующим образом. Он берёт газету и рвёт её на мелкие кусочки. (показываю действия)
Возьмите в руки бумагу и порвите её, как это делает Король.
Какой беспорядок! Поднимите кусочки бумаги, сомните их в мячики и бросьте в мусорную корзину.
- Дети, когда к вам приходит злость, как вы поступаете? (ответы детей)
Совет: как только вам захочется обидеть кого-нибудь или даже стукнуть, обхватите ладошками локти и сильно прижмите руки к груди. Так вы успокоите свою злость. И ещё надо обязательно помириться.
Слуга «Страх»
Звучит громкая тревожная музыка.
- Дети, что вы чувствуете, когда слышите такую музыку? (страх)
Показываю пиктограмму «страх» .
- Вот так выглядит слуга короля по имени Страх.
Послушайте, как разговаривает страх: «Ш-ш-ш-ш, с-с-с-с, х-х-х-х, ф-ф-ф-ф, сейчас съем, утащу»
- Вам страшно? Что вы делаете, когда чего-то боитесь? (стараемся спрятаться)
Упражнение «Черепаха»
Воспитатель: дети, представьте, что вы черепахи. Вы услышали громкий шум и спрятались под панцирь, голову втяните в плечи. Опасность ушла, стало спокойно, черепаха вылезает из панциря, вытяните шею. Посмотрите по сторонам. Как только я хлопну в ладоши, прячьтесь под панцирь, если я скажу: «Опасность миновала», вы вытягиваете шею. (Повторить 5 раз).
Упражнение «Сердце»
Воспитатель: Когда страшно, сердце бьётся очень быстро. Положите две ладоши к сердцу. Под медленную музыку дети медленно имитируют биение сердца : «Тук-тук-тук». По ускорению темпа музыки биение сердца быстрее: «Тук-тук-тук-тук-тук». Быстрый темп: «Тук-тук-тук-тук-тук-тук». В конце упражнения музыка медленнее, чтобы успокоить сердце.
Упражнение «Кладоискатель»
Воспитатель: наш король самый мудрый. Он умеет успокаивать своих слуг по имени Злость и Страх. А делает Он это вот так.
Король прячет предмет в песок, а потом его ищет, раскапывая песок одним пальчиком. Попробуем и мы с вами отыскать предмет в песке. (дети подходят к песочнице и раскапывают песок).
- Что вы нашли? (сосуды небольшого размера)
- Это непростые сосуды. Это сосуды с любовью.
Слуга «Любовь»
Воспитатель: У короля есть слуга по имени Любовь. (показываю пиктограмму). Король его очень любит и ценит. У короля сосуд с любовью стоит на главном месте в королевстве, потому что главное чувство у человека – любовь. Она помогает нам жить. Приложите руку к сердцу. Именно, здесь живёт любовь. Любовь позволяет нам думать о себе и близких людях, создаёт хорошее настроение, даёт силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел.
- Король решил нам сделать сюрприз, подарить сосуды с любовью. Дети, вы чувствуете тепло своих сердец? (да)
- Это значит, что любви у вас много. Поделитесь любовью со своими близкими и всеми, кто вас окружает.
Упражнение «Воздушный поцелуй»
Воспитатель: поцелуйте губками воздух, тех кто находится слева, справа. Пошлите поцелуй потолку, полу, соседу, мне и нашим гостям.
На этом путешествие в сказочную страну окончено.
Чтобы выйти из сказки закройте глаза и позвените в колокольчики.
Итог. Дети, у нас с вами есть такие слуги, как у короля ? (да)
-Какой слуга вам больше всего нравится? (ответы детей)
-Кто управляет вашими слугами? (мы)
Я желаю вам, чтобы слуги у вас были послушными, а вы мудрыми королями.
До свидания, дорогие гости.
|